DM_sm1

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Проект “Доктор Музыка”

(Музыкальная терапия на службе общества)

 

Музыка, подобно дождю, просачивается в сердце человека и оживляет его.

Ромен Роллан.

Программа «Музыкотерапия» направлена на развитие и популяризацию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области системного использования музыки для лечения, реабилитации, образования и воспитания детей, страдающих различными соматическими и психическими заболеваниями.

Главная задача программы – используя в полной мере терапевтическое и социализирующее воздействие музыки на организм и личность детей – воспитанников детских домов, коррекционных школ, приютов, интернатов, а также пациентов лечебных заведений, создать возможности для соприкосновения с исцеляющим, облагораживающим и социализирующим воздействием музыкального искусства. А также расширение коммуникативных возможностей при помощи музыки, создание творческой и дружелюбной атмосферы, содействующей раскрытию потенциала каждой личности ребенка. Занятия с квалифицированными педагогами и профессиональными музыкантами позволят детям ощутить красоту мира музыки, найти свое место в потоке звуков, раскрыть свой внутренний мир, а кому-то в будущем и обрести профессию (психолога, музыканта, музыкотерапевта).

Основные направления программы “Музыкотерапия”:

—  Проведение в социальных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области занятий музыкальной терапии.

—  Использование музыкальной терапии как метода психологической помощи в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями.

—  Издание методического пособия по музыкальной терапии для классных руководителей, родителей, социальных работников и психологов, работающих в школах-интернатах для детей-инвалидов.

—   Обучение специалистов, занятых в социальной сфере (педагогов, психологов, воспитателей, социальных и медицинских работников) методам и приемам музыкальной терапии.

—   Социальная реабилитация семей, имеющих ребенка-инвалида, с привлечением членов семьи к непосредственному участию в занятиях.

—   Создание концертной программы по итогам курса занятий с последующим показом на площадках Северной столицы при поддержке профессиональных артистов.

—   Запись аудио- и видео- дисков с музыкально-терапевтическими упражнениями. Цель выпуска дисков: сделать музыкотерапию доступной для широкой аудитории, и в том числе для самопомощи.

—   Популяризация музыкальной терапии как метода гуманизации общественных отношений и реабилитации социально уязвимых слоев населения в режиме полной прозрачности и открытости для СМИ.

—   Приобщение детей к миру искусства (посещение концертных залов, музыкальные экскурсии, лекции, мастер-классы и встречи с известными исполнителями).

Целевая аудитория (подопечные программы): воспитанники социальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, пациенты больниц, учащиеся коррекционных школ и классов, дети из приютов и детских домов.

 

Интересные факты о музыкотерапии:

  1. Всю жизнь нас окружают звуки. Голоса людей, шумы и ритмы окружающего мира, звуки природы и, конечно, музыка. Нейрофизиологи выяснили, что слуховые рецепторы самые чувствительные из всех рецепторов. Например, клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в десять миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. Звуковая информация (музыка, речь, пение, ритмы и т.д.) влияют на физическое и психологическое состояние человека еще и потому, что слух и система его обеспечения тесно связаны с лимбической системой. Лимбическая система запускает вегетативные, соматические и поведенческие реакции, которые обеспечивают адаптацию и выживание организма. А это означает, во-первых, что звуковое восприятие не подвластно сознанию, то есть хотим ли мы или нет, но мы открыты воздействию окружающих нас звуков. А во-вторых, если говорить о музыке, то она глубоко влияет на человека физически и психически, она проникает в самое наше сердце, со всей смысловой и эмоциональной нагрузкой, которую она несёт. И физиологи, и психологи подтвердили мощнейшее воздействие музыки на человека. Феномен исцеления с помощи музыки признан как за рубежом, так у нас в стране, и получил название музыкальная терапия. Музыкальная терапия широко распростарнена во всех европейских странах, а также в Северной и Южной Америке, Австралии, Японии. Музыкальная терапия применяется для психологической помощи, социальной адаптации, физической и неврологической реабилитации, а также для повышения качества жизни здоровых людей.

 

  1. Оздоровительная музыкотерапия используется еще с времен глубокой древности. Уже в древности было известно, что позитивные звуковые колебания (то есть хорошая музыка) способны оказывать эффективное лечебное воздействие на человеческий организм и психику. «Первым музыкотерапевтом» называют Пифагора. Он создал целую методику такой терапии и успешно ее применял. Аристотель считал музыку средством «лечения тела и очищения души». Выдающийся врач Авиценна применял музыку для исцеления нервнобольных. В Древнем Китае методика лечения болезней представляла собой воздействие с помощью иглоукалывания, прижигания и музыки на биологически активные точки. А в парфянском царстве (3 век до н. э.) был даже выстроен музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.

 

  1. В Европе упоминание о применении музыки для лечения нервнобольных относится к началу 19 века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Тогда же ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки у человека меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания. Механизм воздействия музыки исследовал И.Тарханов, ученик выдающегося русского физиолога И. Сеченова. В 1893 г. он опубликовал в Петербурге статью «О влиянии музыки на человеческий организм», в которой указал на то, что гармоничная классическая музыка положительно влияет на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Известный русский хирург — академик Б. Петровский — использовал классическую музыку во время операций: по его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать лучше. Выдающийся психоневролог — академик Бехтерев — считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, снимает усталость, а колыбельные песни способствуют профилактике неврозов у детей. Бехтерев установил, что даже простое отбивание ритма влияет на частоту пульсаций крови.

 

  1. Музыка Моцарта исцеляет потому, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга – это напрямую стимулирует мышление и улучшает память. Музыка активизирует практически все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в высших процессах сознания.

 

  1. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь.
    К таким выводам пришли ученые из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.
    В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга. Перед авторами стояли задачи: 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования, 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи. Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, они смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки.